Небольшое вступление. Дело в том, что я искренне и давно убеждён, что все беды в стране в общем и на отдельном предприятии(магазине, школе, больнице, аптеке, нужное подчеркнуть) в частности начинаются с уважения. Потому что когда уважения нет, никто никому ничего не должен и моментально начинаются вещи типа "тащи с работы каждый гвоздь" и "я электорат, я не хочу ничего решать, я хочу валить из сраной рашки". А уж если ты не уважаешь страну, в которой живёшь, вуз, в котором учишься или место, в котором работаешь, ты автоматически не уважаешь себя. Это же разговор отдельный. Ну а уважение к стране начинается с уважения к её культуре. И к её языку, как к неотъемлемой части культуры. Неграмотность и нежелание грамотность улучшать - это неуважение к языку, на котором говоришь.
Забегая вперёд, хочу сказать три вещи:
1. Эти положения являются моими убеждениями и в данном случае объектами спора не являются.
2. Нет, я не считаю себя лучше и грамотнее других, моё образование далеко от филологического, я просто болею за русский язык и стараюсь по возможности обращать на его проблемы внимание общественности.
3. Да, я осознаю, что это своего рода донкихотство (молчать, соционики!), меня это не смущает.
Итак, со вступлением покончено. Основная часть.С чего всё началось. С того, что я послушал последний альбом Саши Васильева "Обман Зрения". Надо сказать, что я не меломан, музыкальная составляющая в песнях для меня значит немного. Зато Саша был всегда славен грамотностью и поэтичностью своих текстов. Его могли с классиком перепутать. И я бы сказал - заслужено. Да, встречались у него косячки, но редко. В последнем же альбоме по сравнению с предыдущими идёт просто вакханалия неграмотности. Когда я, примерно к третьему прослушиванию альбома начал воспринимать сам текст... Нет-нет, я ничего не выискивал специально, не придирался от нечего делать... Но некоторые вещи прошлись кровавым сверлом по моим ушам и сердцу "граммар-наци-лайт". Я опечалился и расстроился немерено. Потому что посыл, атмосфера песен мне нравится, но слушать их мне почти физически больно.
Я приведу их все, чтобы не быть голословным и по той же причине сразу объясню, в чём ошибка.
читать дальше1. Чёрная Волга.
- какая-то лампа мигала порой, то и дело. Два наречия, которые по смыслу друг другу не остро, но противоречат. Предполагаемая причина? Не хватало слогов в строке.
- дымило везде, отовсюду
Два наречия, относящиеся к одному глаголу, но отвечающие на разные вопросы. Причина? Та же самая
2. Ковш
- волна бежит и что-то бредит
согласно словарям Ожегова и Ушакова, к глаголу бредит применяются только два вопроса - чем и о чём. У Даля вопрос "что" ещё применялся, но современным нормативам это не соответствует и, видимо, потому мне по ушам и проехалось. Причина? Рифма к слову "берег" в предыдущей строке другая не нашлась.
3. Чудак (который больше всех унёс мой мозг)
- что ничто не случилось такого
Мало того, что "ничто не случилось", если посмотреть в Розенталь форма не применяющаяся, как минимум устаревшая (мне приводили ссылки на Гоголя, охотно верю, но это было двести лет тому), так тут ещё добито прилагательным, относящимся к слову в другой падежной форме - ничто такого. У меня не оказалось яблоко зелёного.
- напуган был всем этим весь этот ...зал и ....сквозь этот базар - это скорее просто речевая погрешность в смысле использования слов-паразитов. В разговорной речи она допустима, но это же стихи. И на такую тему, вашу машу.
Больше всего меня расстроило то, что раньше такого не было. Я смог вспомнить только "пока кто-то дёрнет стоп-кран". И всё? Почему? Откуда? Как возникло это падение уровня? Оно намеренное? Но какова цель?
Обидно, грустно, больно и непонятно.Поскольку споры на эту тему уже случались в моей практике, приведу самые распространённые контр-аргументы против того, чтобы выносить это проблему в мир:
читать дальше1. О вкусах не спорят.
Дело не во вкусе, дело в неграмотности, и в том, что раньше такого не было. Мне по вкусу песни Саши, но я в ужасе от речевых ошибок последнего альбома
2. Зато у него старые альбомы классные. А этот можно и не слушать
И терпеть деградацию дальше? Закрыть глаза на то, что любимый певец делает с русской речью? Его ведь миллионы слушают, а потом тоже считают, то "ничто такого не случится, если я буду говорить ложить"
3. Ты не имеешь права его осуждать, сначала добейся того же, что он. Пиши лучше него!
Чтобы понять, что тебе принесли салат с тараканом (а речевые ошибки это не вкусовщина, не сметана вместо майонеза, а именно несъедобный и заразный таракан) не обязательно быть кулинаром. Готовь лучше? Но мне нравится, как кормят в этом ресторане! Всё, кроме тараканов! Я люблю его всей душой и потому мне особенно больно за то, что происходит.
4. Тогда заткнись и жри с тараканами, администрация ресторана тебе не обязана.
Это аргумент. Но как я писал выше, я немного Дон Кихот и стараюсь бороться с тем, что не считаю справедливым.
4. Не такой уж это и грех. Русский язык постоянно меняется. То, что сейчас ошибка, через полвека - правило! И вообще, Пушкин, вон, стихи не по правилам писал. А Достоевский неологизмами баловался.
Правила стихосложения - это не правила русского языка. Пушкин писал без ошибок. Неологизм - это тоже не речевая ошибка. То, что выстрелило мне в уши в альбоме - ошибки. Объективно. Те самые, которые может допустить в сочинении двоечник. Да, язык меняется. Но не знание его текущих правил это тем не менее - неуважение и халатность. Почему, если врач в больнице будет оправдывать грязь и отходы в кабинете тем, что такие нормы санитарии были приняты 200 лет назад, мы покрутим у виска, а если так же оправдывают безалаберность в грамотности - снисходительно пожимают плечами? У меня всё. Я хотел бы, чтобы как можно больше людей задумались над проблемами грамотности, поэтому пишу об этом.